Рынок интернет-рекламы в период кризиса
Рынок интернет-рекламы, согласно многим прогнозам, должен был в 2009
году не упасть, а укрепиться. Насколько совпали с действительностью
прогнозы аналитиков в Беларуси? Как изменился в прошлом году рынок
интернет-рекламы и интернет-продвижения? Эти актуальные вопросы мы
обсуждаем в очередном интервью по понедельникам с Сергеем Назаруком, директором агентства интернет-рекламы Singular Adverising и специалистом по интернет-продвижению.
–
Сергей, в конце года принято подводить итоги. В прошлом году
встречалось много оценок, что, мол, интернет-реклама останется в
плюсовой динамике по итогам года. Что же оказалось на деле? По
ощущениям, сильно ли просел (или вырос) рынок?
– В принципе, такие прогнозы оправдались. Аргументированные цифры сейчас
могут назвать только крупнейшие площадки, контролирующие значительную
долю рынка, и Акавита, меряющая гросс-бюджеты по баннерной рекламе.
Однако в целом ситуация видна – рынку интернет-рекламы кризис оказался
не страшен. Да, рынок не показал такого роста, как прогнозировался, но
он не просел – и это важно.
В этом плане интернет-реклама находится в куда более выигрышном
положении по сравнению с офлайн-рекламой – к примеру, мы видели, как
сокращались бюджеты на телевидении в первом полугодии.
– Какие рекламодатели действовали в 2009 наиболее активно и насколько эффективной была их активность?
– 2009-й год был достаточно непростым для автомобилистов, которые в
первом полугодии существенно снизили свою активность и так и не
выровнялись к концу года. Можно сказать, что в этом году в Байнет пришли
FMCG-компании (FMCG – товары повседневного спроса, от англ. Fast Moving
Consumer Goods – прим. IT.TUT.BY) – это показательно. Сотовые операторы
действовали достаточно активно.
Отдельно стоит упомянуть банковский сектор – рекламодателей здесь стало
больше, однако их поведение иногда напоминало шаги по первому льду – с
одной стороны банки признали более высокую эффективность
интернет-рекламы по сравнению с тем же телевидением, с другой – многие
пока не выработали свою стратегию. Мы видели примеры и неудачного
медиапланирования, и непроработанных рекламных материалов. Это в
какой-то степени можно оправдать желанием попробовать новые для себя
форматы.
Стало больше и рекламодателей от среднего и малого бизнеса.
– В конце 2009 год исполнился крупному медиаселлинговому агентству "Веб Эксперт". Как изменило его появление рынок?
– На мой взгляд, это одно из важных событий последних лет. Когда на
конференции Байнет2, которую мы проводили, было объявлено о приходе
Mail.ru в Беларусь – это было первое событие, которое показало что
крупнейшему белорусскому порталу придется встряхнуться и пошевелиться.
Привыкший к безоговорочному лидерству TUT.BY в полной мере осознал
необходимость конкуренции с более развитыми российскими проектами.
И решение по созданию "Веб Эксперт" – очень удачное, на мой взгляд.
Однако стоит упомянуть и изменения в работе с рекламными агентствами,
произошедшие в одночасье с запуском "Веб Эксперт". Это существенно
сказалось на рынке интернет-рекламы. Если раньше выбор агентства часто
сводился к торговле – кто отдаст бОльшую часть накопленной скидки, то
сейчас условия выровнялись и рекламодатели стали учитывать и другие
параметры и условия, уделяя больше внимания эффективности.
– Какое из мероприятий`2009 было, на ваш взгляд, самым полезным для специалиста по интернет-продвижению?
– В Беларуси есть два ежегодных крупных мероприятия – Деловой Интернет и
Байнет 2.*. Каждое из них имеет свои цели и задачи, но традиционно на
обеих конференциях есть такая важная возможность пообщаться и с другими
игроками рынка, и с экспертами. Поскольку действительно ценные знания
чаще всего добываются на персональных консультациях, курсах и семинарах,
то именно общение обычно становится наиболее важной составляющей на
белорусских мероприятиях.
– В чем, на ваш взгляд, основные просчеты белорусских
интернет-маркетологов? Достаточно ли успешно используют они возможности
интернет-рекламы?
– В Беларуси среди рекламных агентств сложилась не самая лучшая практика
– делить с рекламодателем предоставляемую площадкой скидку. Это можно
понять, когда речь идет о крупных бюджетах (хотя как показывает
практика, самые крупные рекламодатели отжимают себе вообще максимальную
часть этой самой скидки и в экономическом плане такое сотрудничество
часто бывает маловыгодно для агентства). Но очень часто такой подход
ставится на поток и применяется для всех клиентов вне зависимости от
размера бюджета. Рекламное агентство превращается в спекулянта – просто
перепродавая размещения и не производя ничего своего. В результате это
портит рекламодателей – они привыкают при выборе рекламного агентства в
первую очередь интересоваться размером скидки, хотя должны больше всего
заботиться об эффективности использования бюджета.
Поточный подход не сможет заменить индивидуальный работу с каждым
клиентом, при которой тратится время на определение пересечений
аудитории на площадках, на грамотное и вдумчивое медиапланирование, а
также тратится бюджет на классных специалистов. У нас же есть примеры,
когда в результате индивидуальной работы с рекламодателем стоимость
привлеченного клиента снижалась в два-три раза.
Белорусские интернет-маркетологи сильно недооценивают важность и
потенциальную эффективность грамотного медиапланирования, правильного
распределения бюджетов, а также качественных текстов – как на своем
сайте, так и в роли рекламного материала. Очень часто просто копируется
стратегия конкурента. Если конкурент размещается на этой площадке –
значит, и мы должны. В этом декабре – самом горячем месяце для
продажников – мы видели, как некоторые рекламодатели пытались чуть ли не
под кальку повторять действия наших клиентов, при этом не получая и
половины той же отдачи.
И самая большая беда – большинство белорусских маркетологов очень плохо
умеют работать со статистикой.
– Какие виды интернет-рекламы, на ваш взгляд, будут развиваться в 2010 в Беларуси?
– Вряд ли возникнет что-то новое. Я очень осторожно отношусь к
онлайн-телевидению и радио, которые в этом году активно пытались
привлечь рекламодателей. Пока я не видел примеров эффективных кампаний в
этой области. Еще больше внимания будет уделяться поисковым системам.
Хочется верить, что в этом году белорусские площадки научатся продавать
рекламу по показам – по крайней мере первые шаги в этом направлении уже
есть.
– Увеличилось ли число заказов от государственных предприятий?
– Да. Но пока еще госзаказчик сам до конца не понимает, чего хочет, и
приходится проводить некоторый ликбез. На госпредприятиях чаще всего
вообще не отлажена работа с сайтом – нет четких задач, обязанностей,
ответственных за это сотрудников. Например, при работе с одним из
крупнейших белорусских заводов человек, отвечавший и за сам сайт, и за
маркетинговую политику в интернете представлялся как "инженер по
интернету".
– Чем отличается интернет-реклама от интернет-продвижения? Обращаются
ли в рекламные агентства с заказами на полноценное
интернет-продвижение?
– Здесь не совсем корректно говорить о различии. Реклама – это одна из
основных составляющих продвижения продукции и услуг. Наравне с поисковой
оптимизацией, вирусным маркетингом и т.п.
Белорусы начали осознавать, что собственные сотрудники-маркетологи чаще
всего не обладают достаточным опытом и статистикой, чтобы иметь
возможность проводить максимально эффективные рекламные кампании. Все
больше компаний направляют выделенный на интернет-маркетинг бюджет под
полное управление рекламного агентства, согласовывая только задачи и
приоритеты на предстоящий период. И это правильный подход.
– Как изменился в прошлом году белорусский рынок поисковой оптимизации? Чего ждать от года нынешнего?
– Рынок SEO показал хороший рост в этом году. Произошел ряд серьезных
изменений в работе поисковиков, после чего часть компаний практически
отказалась от развития SEO как направления, другая часть передала SEO на
аутсорс более квалифицированным специалистам. Все больше крупных
компаний осознает эффективность поисковой оптимизации – кто-то стал
пробовать заказывать, кто-то оплатил обучение собственных специалистов.
Однако основные проблемы не изменились – крайне мало квалифицированных
специалистов. Уверен, что в новом году SEO будет расти еще интенсивнее.
Хочется верить, что наконец-то вопросы ценообразования для себя решит
хотя бы половина игроков рынка. Потому как на данный момент цены на
услуги в 90% случаев берутся с потолка.
– На ваш взгляд, можно ли его оценить, и какой порядок цифр будет?
– Я не люблю прикидывать, я предпочитаю посчитать. А в данном случае
слишком много вопросов возникает – и по методике подсчета, и по доверию к
цифрам, которые могут озвучить игроки рынка. Не думаю, что сегодня
можно получить реальные цифры. Слишком непрозрачен рынок.
– Какие основные события в этом году будут влиять на рынок интернет-рекламы в Байнете?
– Рынок по большому счету будет зависеть от двух факторов – это
экономическое состояние страны и активность самих игроков по работе с
потенциальным клиентом. На развитие рынка напрямую влияет количество
образовательных программ, семинаров и конференций.
– Ваше пожелание нашим читателям?
– Сегодня самое актуальное пожелание – быть эффективным
Ссылки по теме: