Рынок интернет-рекламы в период кризиса
Рынок интернет-рекламы, согласно многим прогнозам, должен был в 2009 
году не упасть, а укрепиться. Насколько совпали с действительностью 
прогнозы аналитиков в Беларуси? Как изменился в прошлом году рынок 
интернет-рекламы и интернет-продвижения? Эти актуальные вопросы мы 
обсуждаем в очередном интервью по понедельникам с Сергеем Назаруком, директором агентства интернет-рекламы Singular Adverising и специалистом по интернет-продвижению. 
  –
 Сергей, в конце года принято подводить итоги. В прошлом году 
встречалось много оценок, что, мол, интернет-реклама останется в 
плюсовой динамике по итогам года. Что же оказалось на деле? По 
ощущениям, сильно ли просел (или вырос) рынок?
–
 Сергей, в конце года принято подводить итоги. В прошлом году 
встречалось много оценок, что, мол, интернет-реклама останется в 
плюсовой динамике по итогам года. Что же оказалось на деле? По 
ощущениям, сильно ли просел (или вырос) рынок?
– В принципе, такие прогнозы оправдались. Аргументированные цифры сейчас
 могут назвать только крупнейшие площадки, контролирующие значительную 
долю рынка, и Акавита, меряющая гросс-бюджеты по баннерной рекламе. 
Однако в целом ситуация видна – рынку интернет-рекламы кризис оказался 
не страшен. Да, рынок не показал такого роста, как прогнозировался, но 
он не просел – и это важно. 
В этом плане интернет-реклама находится в куда более выигрышном 
положении по сравнению с офлайн-рекламой – к примеру, мы видели, как 
сокращались бюджеты на телевидении в первом полугодии.
– Какие рекламодатели действовали в 2009 наиболее активно и насколько эффективной была их активность?
– 2009-й год был достаточно непростым для автомобилистов, которые в 
первом полугодии существенно снизили свою активность и так и не 
выровнялись к концу года. Можно сказать, что в этом году в Байнет пришли
 FMCG-компании (FMCG – товары повседневного спроса, от англ. Fast Moving
 Consumer Goods – прим. IT.TUT.BY) – это показательно. Сотовые операторы
 действовали достаточно активно. 
Отдельно стоит упомянуть банковский сектор – рекламодателей здесь стало 
больше, однако их поведение иногда напоминало шаги по первому льду – с 
одной стороны банки признали более высокую эффективность 
интернет-рекламы по сравнению с тем же телевидением, с другой – многие 
пока не выработали свою стратегию. Мы видели примеры и неудачного 
медиапланирования, и непроработанных рекламных материалов. Это в 
какой-то степени можно оправдать желанием попробовать новые для себя 
форматы.
Стало больше и рекламодателей от среднего и малого бизнеса.
– В конце 2009 год исполнился крупному медиаселлинговому агентству "Веб Эксперт". Как изменило его появление рынок?
– На мой взгляд, это одно из важных событий последних лет. Когда на 
конференции Байнет2, которую мы проводили, было объявлено о приходе 
Mail.ru в Беларусь – это было первое событие, которое показало что 
крупнейшему белорусскому порталу придется встряхнуться и пошевелиться. 
Привыкший к безоговорочному лидерству TUT.BY в полной мере осознал 
необходимость конкуренции с более развитыми российскими проектами. 
И решение по созданию "Веб Эксперт" – очень удачное, на мой взгляд. 
Однако стоит упомянуть и изменения в работе с рекламными агентствами, 
произошедшие в одночасье с запуском "Веб Эксперт". Это существенно 
сказалось на рынке интернет-рекламы. Если раньше выбор агентства часто 
сводился к торговле – кто отдаст бОльшую часть накопленной скидки, то 
сейчас условия выровнялись и рекламодатели стали учитывать и другие 
параметры и условия, уделяя больше внимания эффективности.
– Какое из мероприятий`2009 было, на ваш взгляд, самым полезным для специалиста по интернет-продвижению?
– В Беларуси есть два ежегодных крупных мероприятия – Деловой Интернет и
 Байнет 2.*. Каждое из них имеет свои цели и задачи, но традиционно на 
обеих конференциях есть такая важная возможность пообщаться и с другими 
игроками рынка, и с экспертами. Поскольку действительно ценные знания 
чаще всего добываются на персональных консультациях, курсах и семинарах,
 то именно общение обычно становится наиболее важной составляющей на 
белорусских мероприятиях. 
– В чем, на ваш взгляд, основные просчеты белорусских 
интернет-маркетологов? Достаточно ли успешно используют они возможности 
интернет-рекламы?
– В Беларуси среди рекламных агентств сложилась не самая лучшая практика
 – делить с рекламодателем предоставляемую площадкой скидку. Это можно 
понять, когда речь идет о крупных бюджетах (хотя как показывает 
практика, самые крупные рекламодатели отжимают себе вообще максимальную 
часть этой самой скидки и в экономическом плане такое сотрудничество 
часто бывает маловыгодно для агентства). Но очень часто такой подход 
ставится на поток и применяется для всех клиентов вне зависимости от 
размера бюджета. Рекламное агентство превращается в спекулянта – просто 
перепродавая размещения и не производя ничего своего. В результате это 
портит рекламодателей – они привыкают при выборе рекламного агентства в 
первую очередь интересоваться размером скидки, хотя должны больше всего 
заботиться об эффективности использования бюджета.
Поточный подход не сможет заменить индивидуальный работу с каждым 
клиентом, при которой тратится время на определение пересечений 
аудитории на площадках, на грамотное и вдумчивое медиапланирование, а 
также тратится бюджет на классных специалистов. У нас же есть примеры, 
когда в результате индивидуальной работы с рекламодателем стоимость 
привлеченного клиента снижалась в два-три раза. 
Белорусские интернет-маркетологи сильно недооценивают важность и 
потенциальную эффективность грамотного медиапланирования, правильного 
распределения бюджетов, а также качественных текстов – как на своем 
сайте, так и в роли рекламного материала. Очень часто просто копируется 
стратегия конкурента. Если конкурент размещается на этой площадке – 
значит, и мы должны. В этом декабре – самом горячем месяце для 
продажников – мы видели, как некоторые рекламодатели пытались чуть ли не
 под кальку повторять действия наших клиентов, при этом не получая и 
половины той же отдачи.
И самая большая беда – большинство белорусских маркетологов очень плохо 
умеют работать со статистикой. 
– Какие виды интернет-рекламы, на ваш взгляд, будут развиваться в 2010 в Беларуси?
– Вряд ли возникнет что-то новое. Я очень осторожно отношусь к 
онлайн-телевидению и радио, которые в этом году активно пытались 
привлечь рекламодателей. Пока я не видел примеров эффективных кампаний в
 этой области. Еще больше внимания будет уделяться поисковым системам. 
Хочется верить, что в этом году белорусские площадки научатся продавать 
рекламу по показам – по крайней мере первые шаги в этом направлении уже 
есть.
– Увеличилось ли число заказов от государственных предприятий?
– Да. Но пока еще госзаказчик сам до конца не понимает, чего хочет, и 
приходится проводить некоторый ликбез. На госпредприятиях чаще всего 
вообще не отлажена работа с сайтом – нет четких задач, обязанностей, 
ответственных за это сотрудников. Например, при работе с одним из 
крупнейших белорусских заводов человек, отвечавший и за сам сайт, и за 
маркетинговую политику в интернете представлялся как "инженер по 
интернету".
– Чем отличается интернет-реклама от интернет-продвижения? Обращаются
 ли в рекламные агентства с заказами на полноценное 
интернет-продвижение?
– Здесь не совсем корректно говорить о различии. Реклама – это одна из 
основных составляющих продвижения продукции и услуг. Наравне с поисковой
 оптимизацией, вирусным маркетингом и т.п.
Белорусы начали осознавать, что собственные сотрудники-маркетологи чаще 
всего не обладают достаточным опытом и статистикой, чтобы иметь 
возможность проводить максимально эффективные рекламные кампании. Все 
больше компаний направляют выделенный на интернет-маркетинг бюджет под 
полное управление рекламного агентства, согласовывая только задачи и 
приоритеты на предстоящий период. И это правильный подход. 
– Как изменился в прошлом году белорусский рынок поисковой оптимизации? Чего ждать от года нынешнего?
– Рынок SEO показал хороший рост в этом году. Произошел ряд серьезных 
изменений в работе поисковиков, после чего часть компаний практически 
отказалась от развития SEO как направления, другая часть передала SEO на
 аутсорс более квалифицированным специалистам. Все больше крупных 
компаний осознает эффективность поисковой оптимизации – кто-то стал 
пробовать заказывать, кто-то оплатил обучение собственных специалистов.
Однако основные проблемы не изменились – крайне мало квалифицированных 
специалистов. Уверен, что в новом году SEO будет расти еще интенсивнее. 
Хочется верить, что наконец-то вопросы ценообразования для себя решит 
хотя бы половина игроков рынка. Потому как на данный момент цены на 
услуги в 90% случаев берутся с потолка.
– На ваш взгляд, можно ли его оценить, и какой порядок цифр будет?
– Я не люблю прикидывать, я предпочитаю посчитать.  А в данном случае 
слишком много вопросов возникает – и по методике подсчета, и по доверию к
 цифрам, которые могут озвучить игроки рынка. Не думаю, что сегодня 
можно получить реальные цифры. Слишком непрозрачен рынок.
– Какие основные события в этом году будут влиять на рынок интернет-рекламы в Байнете?
– Рынок по большому счету будет зависеть от двух факторов – это 
экономическое состояние страны и активность самих игроков по работе с 
потенциальным клиентом. На развитие рынка напрямую влияет количество 
образовательных программ, семинаров и конференций.
– Ваше пожелание нашим читателям?
– Сегодня самое актуальное пожелание – быть эффективным
Ссылки по теме:

